Готов или не готов к школе? Надо отдать в шесть лет или пусть еще поиграет? Современных родителей очень волнует этот вопрос. Стало доблестью выпроводить ребенка в школу как можно раньше.
– Наш Васенька уже все умеет! И читать, и считать. И в школу очень хочет; - утверждает мама 6 летнего мальчишки.
– А психолог говорит, что ему еще рано, советует годик подождать. Мы ведь отходили и на курсы и на развивайки всякие, он полностью готов, почему нам нельзя?!
А действительно, почему?
Давайте с вами разберемся, что же такое «готовность к школе»? Из чего она складывается, как и чем определяется?
Когда мы рассуждаем о готовности ребенка к школе, первое, что приходит в голову – развитый интеллект. Что бы и писать, и считать, и читать, и, желательно, лучше, чем пресловутые «другие». Мамы и папы бросаются на баррикады развития, прессуя своего ребенка усиленными умственными нагрузками. Такие детки с блеском сдают тесты, поражая и родителей и учителей своей, не по возрасту развитой, эрудицией. Мама и папа довольны – «экзамен» сдан и его точно возьмут в престижную гимназию. Но не тут-то было. Шоком бывает вердикт психолога – не готов. «Как?! Почему!?» Все дело в том, что интеллектуальная готовность это еще только половина готовности, и, не самая проблематичная. А какая же вторая, спросите вы? Эмоционально – волевая. Да-да, эмоционально – волевая, вы не ослышались. Именно она во многом и определит успехи в обучении вашего ребенка, его адаптацию и положение в коллективе. И именно о ней говорят психологи, когда «не готов».
Встает вопрос, а может мы его как-нибудь «подтянем»? Не захочет учиться? Заставим! Прикажем? Припугнем? Что за проблема – не может усидеть на месте? Усадим!
Психологи вздыхают и разводят руками – за десятилетия практики это не первый и, увы, не последний ребенок, насильно посаженный учиться. Специалист прекрасно понимает, чем заканчиваются такие скороспелые учения.
А давайте и мы с вами рассмотрим, прежде всего, чем грозит ребенку подобная неготовность к школе?
В первую очередь, чрезмерные нагрузки на ребенка, который к ним не готов, приводят к нарушению его здоровья, у таких учеников более длительный и проблематичный период адаптации.
Одна из самых распространенных проблем – школьная неуспеваемость. Больше половины детей, не готовых к школе плохо успевают! Однако, проблем не меньше и у тех «неготовых», которые учатся хорошо. Все дело в том, что хорошая успеваемость ребенка, при недостаточной психофизиологической готовности, достигается, как правило, очень дорогой ценой. Нагрузки, вызывая чрезмерное перенапряжение, утомление и переутомление приводят к разного рода расстройствам – прежде всего, нервно-психической сферы. Этим детям необходим щадящий режим и особое родительское внимание, а в реальности получается совсем наоборот.
В данном вопросе каждому родителю важно правильно решить: целесообразно ли их ребенку идти в школу в 6 лет или лучше будет провести еще год в детском саду или дома? У большего количества неготовых детей, режим детского сада лучше, чем школа, способствует развитию и формированию школьно-значимых функций. Через год такому ребенку учиться будет намного легче.
Есть категория деток, которым этот год необходим для укрепления здоровья. Иногда требуется специальный комплекс по развитию некоторых функций, важных для школьного обучения. В этот период многие родители совершают ошибку, стремясь поскорее втиснуть своего ребенка в ряды школьников, будучи абсолютно уверенными, что совершают благое дело, а «эти противные психологи» только наговаривают глупостей, мешая их чаду покорять учебные просторы.
Не каждый родитель знает, что их ребенку нужно «дозреть» до школы, в самом прямом смысле этого слова. Хватит ли у него волевых сил для нового образа жизни? А это напрямую связано с развитием лобных долей головного мозга, которые у всех развиваются по-разному, но в среднем, к 7-8 годам. А они отвечают за многое – за умение принять новые требования, дисциплину, суть процесса учения, требования и инструкции учителя. А умение сосредотачиваться? Внимательно, не отвлекаясь, слушать учителя? Все эти функции тоже должны быть развиты к моменту, когда малыш сядет за парту, иначе, процесс обучения попросту не состоится. И умеет ли он читать и считать в этом случае никакой роли не сыграет.
А теперь, давайте подумаем, если мы заставим ребенка выполнять достаточно длительную работу, да еще потребуем от него сосредоточенности на какой-либо деятельности, а ребенок к ней не готов, - чем это может кончиться? Догадаться не сложно – он начнет увиливать от занятий, скоро потеряет к ним интерес, да и мотивацию к учебному процессу в принципе. Как реагируют родители в подобном случае? Как правило, давят, настаивают, нагружают дополнительно. Нет нужды пояснять, чем заканчивается такая учеба. В самом тяжелом случае – резкое ухудшение физического и психического здоровья, полная антипатия к учебе, школе и всему, что с ней связано.
А нужны ли нам все эти жертвы? Да и как понять, отдавать, не отдавать? Если сомнения все еще гложат вас, рекомендуем пройти комплексную психофизиологическую диагностику, которая покажет не только уровень интеллектуального развития, но так же и сформированность необходимых эмоционально - волевых функций. Для большей уверенности к обязательной школьной диагностике дополнительно воспользуйтесь консультацией независимых специалистов. В нашем центре вы так же можете получить консультацию специалиста по детскому развитию и пройти комплексную предшкольную психофизиологическую диагностику.