Уважаемые родители, мы предлагаем цикл консультаций по вопросам формирования у детей правильной, чистой речи. Целью данных консультаций для Вас является предоставление практического материала, который можно было бы использовать для закрепления у детей навыков правильного произношения в условиях семьи.
Консультация №1 «Первые шаги в развитии речи»
1. Овладение правильным произношением звуков и других сторон звучащей речи не у всех детей идет равномерно, родители часто интересуются, не отстает ли их ребенок в речевом развитии, когда он научится правильно произносить тот или иной звук.
Первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца:
- развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредоточивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего);
- развивается понимание речи.
В процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов — и с помощью речи.
Для двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи:
- неправильное произношение большинства звуков родного языка,
- смягчение отдельных согласных,
- нечеткое произношение слов с пропуском отдельных звуков,
- неумение точно сохранять слоговую структуру слова (особенно в многосложных словах).
У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечаются слабый, тихий голос, невнятное произнесение слов, простых в звуковом отношении (согласный плюс гласный).
К концу второго года речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны:
- бедность словарного запаса;
- частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо спать);
- употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребенок постоянно действует;
- отсутствие правильных грамматических связей между словами;
- нечеткое произношение отдельных слов;
- отсутствие многих звуков.
2. Начнем с упражнений на выработку речевого дыхания и развитие голосового аппарата
А). Поупражняйте ребенка в плавном продолжительном выдохе, используя задание
«СНЕЖИНКИ».
Взрослый дает ребенку кусочек ваты, говорит: «Это у нас снежинка. Посмотри, как она летает. (Кладет ватку на ладонь, а затем сдувает ее с руки.) Попробуй и ты так же подуть на снежинку». Ребенок сдувает ватку (снежинку) с руки несколько раз. Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребенок производил выдох только через рот; выдох должен быть плавным, длительным, вдох спокойным, через нос.
Б). Поупражняйте ребенка в произнесении фраз тихо, громко, быстро, медленно, выразительно, используя потешки, считалки и заклички.
Прочитайте стихотворение, загибая пальчики ребенка поочередно. Предложите
повторить его в том или ином темпе, тихо или громко:
— Пальчик-мальчик, Щи варил.
Где ты был? С этим братцем —
— С этим братцем — Кашу ел.
В лес ходил. С этим братцем —
С этим братцем — Песни пел!
Узнать о том, какие речевые трудности есть у вашего ребенка, а также получить профессиональные рекомендации, вы можете на консультации логопеда в нашем Центре.