Центр коучинга и психологии Salve
Воплощая желания в жизнь

Кризис семи лет

Младший школьный возраст – это последняя ступенька детства. Еще сохраняется много детских качеств, но уже понемногу отходит на второй план детская непосредственность, новая логика мышления формируется учебной деятельностью.

Совершенно неважно, когда ваш малыш пошел в школу, в 6, 7 или 8 лет, в какой-то момент своего роста он будет переживать определенный кризис. Предыдущий кризис 3х лет был связан с осознанием себя как отдельной от мамы личности, личности со своими желаниями, стремлениями и характером. Этот момент можно назвать рождением «Я - личности». Кризис же 7 лет, скорее можно назвать рождением социального «Я» ребенка, пониманием новой ответственности, изменениями системы ценностей и ведущей деятельности. Наш взрослый малыш еще играет, много и увлеченно, но на смену игре постепенно, шаг за шагом, приходит интерес к познанию, желание учиться и узнавать новое.

В эмоциональной сфере тоже существенные перестановки – до этого момента эмоции были мимолетны и не оставляли особого следа в памяти ребенка. Неудачи быстро забывались, критика (не будучи основным стилем общения с ребенком) не вызывала отчаяния. Теперь же, цепь неудач может привести ребенка к комплексу «боязни ошибки», когда страх выполнить задание настолько силен, что он может полностью отказаться от вида деятельности, в котором не чувствует себя успешным на 100%.

Особенно важным событием в становлении себя является появление «внутренней жизни » ребенка. Раньше она была отражением внешней, сейчас же, те же самые ситуации, могут влиять на него совершенно иначе – изменился уровень притязаний, появились новые ожидания и т.д. Ребенок уже способен предвидеть последствия своих действий, реакцию окружающих на его поступки, особенно это касается школьной успешности. В этот нелегкий для ребенка момент происходит еще кое-что, осложняющее его отношения с близкими людьми – утрачивается детская непосредственность, так трогавшая и умилявшая окружающих. Но не стоит забывать, что обратной стороной этого будет умение размышлять, прежде чем действовать. Часто кризисным проявлением этого периода являются кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения.

Основным видом деятельности становится учеба. Однако, ожидать, что сам по себе приход ребенка в первый класс «переключит» его с первого дня не стоит.Это постепенный путь, который маленький ученик проходит вместе с родителями и первой учительницей. Изменяется и сама игра малыша, раньше его интересовал процесс, теперь он ждет результата (выигрыша), что говорит о постепенном переходе ребенка от игровой деятельности к учебной.

Во многом, успех в освоении новой деятельности зависит от нескольких факторов, самый важный – мотивация.

Рассуждая о кризисе 7 лет, не будем забывать и о том, что он, прежде всего, связан с приходом ребенка в школу и тем, насколько комфортно и безболезненно он адаптируется к новым условиям и требованиям.

Чаще всего, при благополучном течении наш маленький взрослый настроен позитивно, ему нравится в школе, достаточно легко дается программный материал, встречающиеся трудности не вгоняют его в ступор и не вызывают агрессии. Ребенок способен большую часть заданий выполнять самостоятельно, прибегая к помощи взрослых лишь после попыток справиться самому. В этот период родители частенько слишком усердно помогают ребенку, чем вызывают противоположный желаемому эффект – он быстро привыкает к этому и больше не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы помощи и постепенно их сужать. Самым важным признаком того, что ребенок освоился в школе, является его удовлетворенность отношениями в школе – с одноклассниками, учительницей. В жизни вашего человечка появился новый авторитетный человек – первая учительница.

Проявления кризиса 7 лет поможет смягчить успешная адаптация школьника к процессу обучения. Поэтому, часто говорят родители «мы второй раз идем в первый класс», и это правда. Для того, чтобы помочь своему ребенку вжиться в позицию школьника родителям придется много трудиться самим. И речь идет не только о контроле над процессом. Большой поддержкой для юного школьника будут беседы с родителями, объяснения нужности и необходимости школы, о тех правилах, которые в ней существуют и почему их нельзя нарушать.

Для успешного обучения ребенок должен быть уверен в своих силах, возможностях и способностях, позитивно смотреть вперед и положительно относится к школе. В этом родители могут помочь, составив режим школьного дня, научить ребенка самостоятельно оценивать результат работы, развивать у него умение управлять своими эмоциями, так как ему придется внимательно слушать и точно выполнять задание.

Необходимо учесть и темперамент ученика – более медлительные дети тяжелее привыкают к новому и их родителям потребуется больше сил и внимания.

Совместными усилиями мамы, папы и первой учительницы этот возрастной кризис и адаптация могут быть пройдены без потерь и с приобретением нового, ценного для вас и вашего ученика, опыта.

Не знаете как преодолеть кризис семи лет? Приглашаем Вас в Центр коучинга и психологии Сальвэ Мурманск, опытные специалисты-психологи помогут Вам решить любую сложную проблему.