Центр коучинга и психологии Salve
Воплощая желания в жизнь
пн-пт.: 10:00-20:00 сб.: 11:00-19:00

Золотые правила конструктивной критики

Золотые правила конструктивной критики

Случалось ли вам слышать в свой адрес нелестные высказывания, касательно вашей работы или вас лично? Вам указывали на ваши слабые стороны, убеждая, что вы ошибаетесь? Что вы при этом чувствовали? Наверняка было чувство обиды, дискомфорта и даже чувство глубокой досады на то, что вам указывают, что вы недостаточно хороши.

Давайте рассмотрим такое явление, как критика. Как реагировать на критику? Как критиковать конструктивно? Что делать, если понимаете, что вас критикуют необоснованно?

Как вы считаете, нужна ли критика в принципе, а если нужна, то зачем?

Предположим, что вы руководитель и вам необходимо контролировать подчиненных для достижения того результата работы, который вам необходим. Каким образом вы будете достигать поставленной задачи?

А может вы родитель, и ваш ребенок грубит вам. Как вы объясните ему, что нужно вести себя уважительно?

Так или иначе, вы начнете критиковать. Будет ли ваша критика полезной и конструктивной, или же это будет обидная критика, во многом зависит от её изложения.

Прежде, чем критиковать, задайте себе вопрос, имеете ли вы на это право? Честно ответьте себе на него. Приступайте к критике лишь тогда, когда абсолютно уверены в своих полномочиях.

Итак, вы решили, что право критиковать имеете. Постарайтесь найти то, за что можно похвалить. Если это подчиненный, и вы собираетесь критиковать его работу, то отметьте сначала положительные стороны его деятельности, его успехи и достижения в данной области.

Критиковать вы можете только деятельность человека, а не самого человека как личность. Вместо того, что бы говорить человеку, что он плохой работник, лучше сказать, что конкретно в своей работе он сделал неправильно.

Грубые и излишне эмоциональные высказывания вызывают только чувство сопротивления. В вашем голосе не должно быть обвинений. Старайтесь говорить ровным, спокойным, доброжелательным тоном.

Если вы укажите человеку на его ошибку или недостаток и подскажите, как можно её исправить, то ваша критика пойдет на пользу, и вы наверняка получите положительный отклик и желаемое поведение.

Никогда не критикуйте так, будто ставите крест на человеке, считаете его безнадежным. Ваша задача показать ему, что ничего страшного не произошло, ведь каждый может ошибиться, главное — вовремя исправить ошибку.

Есть замечательный прием. Приведите пример из своей жизни, когда вы допустили аналогичную ошибку и расскажите, как вам удалось разрешить ситуацию.

Применяйте различные способы смягчения критики, например, выражая сожаление: «Очень сожалею, что приходится вам об этом говорить, но вы не справились с заданием…», понимание: «Я понимаю, что у вас были уважительные причины, но работу нужно делать в срок», подбадривая собеседника: «Не справляетесь? Ничего, мы вам поможем, и в следующий раз все получится», дайте шанс собеседнику на исправление ситуации: «Работа выполнена неправильно, но я уверена, вы найдете способ все исправить».

Избегайте необоснованных обобщений: «Ты опять, как всегда, так я и знала!». Если же чувствуете, что подобные фразы готовы сорваться с языка, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно выдохните, сосчитайте про себя до десяти и только после этого продолжайте разговор.

Если критикуете, то старайтесь делать это наедине. Дайте возможность собеседнику ответить на вашу критику, внимательно выслушайте его, не перебивая, искренне стараясь понять его точку зрения.

Критиковать легче, чем принять критику в свой адрес. Если нас покритиковали ни за что, или слишком грубо указали на недостатки, то мы, естественно, обижаемся и раздражаемся.

А как стоит правильно воспринимать критику?

Вас критикуют. Спокойно выслушайте собеседника и оцените его критику. Если это справедливая критика, то лучше не оправдывайтесь, а признайте свою ошибку. А если обвинение не справедливо и защитить вы себя не можете? Подумайте, если человек, который вас обидел, срывается на других, значит, у него недостаток душевного комфорта или здоровья. Он обидел вас, значит, у него тоже в жизни есть сложности. Представьте его счастливым, он улыбается, смотрит на вас. Разве можно злиться на такого человека! Обида пройдет и станет легче и вам, и ему - на энергетическом уровне.

Будьте счастливы! Поменьше критикуйте и обижайтесь! Воспринимайте критику с легкостью, и жизнь станет веселей и прекрасней!