Центр коучинга и психологии Salve
Воплощая желания в жизнь

С чего начинается школа: особенности взросления

«Как редко ребенок бывает таким, каким нам хочется…»
Януш Корчак

В пылу подготовки к школе иногда складывается ощущение, что самая большая проблема – это выбрать школу или гимназию, где будет учиться ненаглядное чадо. Редкий родитель сомневается в будущих школьных успехах своего первоклассника, ведь он(а) уже все умеет, и читает и считает и ходит на танцы, рисование, занимается самбо и иностранными языками, в общем, «Драмкружок, кружок по фото, хор-кружок – мне петь охота». В этом ореоле занятости и развитости попытки педагогов и психологов обратить внимание мам и пап на те или иные особенности в поведении и развитии ребенка, особенности его здоровья, необходимость своевременно диагностировать и решать их, воспринимаются весьма холодно. Как правило, специалиста вежливо (или не очень) слушают и … ничего не делают. 

Отрезвление приходит уже через несколько недель после начала учебного года – жалобы учительницы, конфликты с одноклассниками, вертлявость, не способность усваивать школьную программу или какой-то один, особенно не дающийся, предмет.

Ребенок становится раздражительным или плаксивым, при мысли о выполнении домашнего задания мама седеет, напряжение и ссоры приходят в семью, и однажды вы слышите – «тебе нужно – ты и иди, а я больше в школу не пойду!».

А ведь все могло быть совсем иначе…

Давайте вернемся на полгода назад. Итак, что же надо сделать и узнать родителям за оставшееся время? Как определить, что может помешать ребенку хорошо учиться, и от чего у него могут возникнуть трудности? И, главное, как поддержать и развить в нем стремление и желание учиться.

 В нескольких статьях, посвященных подготовке к школе, мы с вами постараемся ответить на эти вопросы.

Для начала немного скучной, но такой нужной физиологии развития.

Организм малыша развивается и созревает неравномерно, и поэтому на каждом этапе существуют свои тонкости и особенности. Чем же этот возраст – возраст первоклашек, отличается ото всех других?

  1. В 6-7 лет происходит активное развитие опорно-двигательной системы – это огромная и трудная работа для маленького организма и именно в этот период ребенок садится за парту. Представьте, какую нагрузку и дискомфорт испытывает малыш в этот период – отсюда и непоседливость, и вертлявость и «ерзанье» и сползание под парту и много других, так раздражающих взрослых, телодвижений, с которыми он, увы, ничего не может поделать.
  2. У ребенка 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому очень часто звучат жалобы «болит рука», «устала рука» и т.д. И, вместе с тем, долгая, напряженная работа рукой, как ни странно, ухудшает результат. Причина проста – ребенок этого возраста способен лишь к 3-5 минутам письма, дальше маленькую, неокрепшую ручку начинает сводить и это приводит к «дерганым» движениям кисти, которые, некоторые родители, принимают за «вредность» - «Он делает это мне назло!».
  3. В этом возрасте продолжается активное развитие сердечно-сосудистой системы, повышается ее надежность, совершенствуется регуляция кровообращения. И, вместе с тем, именно сейчас она особенно уязвима, острее реагирует на тончайшие неблагоприятные влияния из окружающей среды – чрезмерные статические и умственные нагрузки, которые, с приходом ребенка в первый класс, многократно увеличиваются. Повышается утомляемость, малыш быстрее устает, может стать вялым и сонливым.

Почему так необходимо знать и понимать эти особенности взросления? Очень часто, мы, родители, склонны требовать от детей невозможного, для их возраста, поведения: гладкого и ровного письма, идеальной посадки за столом, выносливости и терпения. 

Изо всех родительских сил, мы кидаемся дисциплинировать и «строить» своих детей, только, результат чаще, обратный. Несчастный малыш, будучи не в состоянии дать, то, что от него требуют, несмотря на затраченные усилия, постепенно теряет к учебе интерес. Чувство вины и упавшая самооценка, накладываются на раздражение взрослых, и постепенно, формируют стойкое отвращение к учебе. 

Если вы хотите знать, как в отношениях с ребенком обойти эти подводные камни, как, проявляя любовь и чуткость, тем не менее, приучать его к дисциплине и ответственности, мы приглашаем вас на обучение по программе «Профессия – родитель!». Специалисты-психологи Центра коучинга и психологии SALVE Мурманск с удовольствием поделятся с вами своими секретами успешного воспитания.