Центр коучинга и психологии Salve
Воплощая желания в жизнь
пн-пт.: 10:00-20:00 сб.: 11:00-19:00

«Давай, я сама!» или как убить мотивацию

«Давай, я сама!» или как убить мотивацию

В каждом ребенке, будь то девочка или мальчик, живет желание познавать мир, стремиться вперед к лучшим результатам. Это своеобразный внутренний двигатель ребенка, побуждающий его каждый день учиться чему-то новому. И, вместе с тем, растет число родителей, жалующихся на то, что их ребенок «ничего не хочет делать». Как же так? 

Парадокс? Увы, нет. 

Давайте рассмотрим для примера ситуацию: пятилетний помощник кинулся мыть посуду – все вокруг в пене, вода через край. Реакция родителей: «Посмотри, что ты здесь устроил! Ты хочешь, чтобы мы затопили соседей?!».

А вот еще: девочка взялась нарезать салат, медленно, неловко. Мама смотрит в миску – кусочки разного размера, некрасиво и «Давай я сама? А ты иди, поиграй, лучше». Позже, эта мама придет к специалисту с жалобой на то, что ее дочь совершенно не хочет помогать по дому, а на кухню ее не загнать вообще.

Или иначе: ребенок лет 4-5 увлеченно возится с пластилином, отрывает новые кусочки, лепит собачку. Получается у него не все, пластилин липнет к рукам, ушки не встают на место и лапки разного размера, но малыш абсолютно увлечен и … тут этот процесс замечает мама. «О, солнышко, надо не так, разве бывают такие собачки? И ушки у нее кривые, давай я покажу как надо?» и, подсаживаясь к ребенку, с жаром кидается переделывать «неправильную» собачку. Вроде, кажется, малыш должен радоваться, а он поник и совсем не интересуется новой, правильной поделкой, скоро теряет к лепке интерес. Эта мама придет к психологу с другим запросом: «Его, кроме компьютерных игр, ничего не интересует».

Внешне, все дети по-разному отреагируют на такие замечания. Одни теряют интерес и самооценку, другие обижаются, третьи бунтуют. Но, какова бы, ни была видимая реакция, абсолютно понятно одно – подобные замечания «ты делаешь не так!» снижают инициативность детей, а, иногда, и вовсе убивают ее. 

Как убить мотивацию

В подобных ситуациях родителям неплохо было бы вспомнить себя в детстве. А все ли у них выходило с первого раза? Как долго у них самих не получалось написать буквы, хорошо вымыть пол, правильно собрать модель самолетика, нарисовать домик, слепить собачку и многое другое… Все это теперь кажется абсолютно простым, но ребенок еще только проходит этот путь научения. Вспомните, как он учился ходить? Шатаясь и падая, опираясь на вашу руку, делал первые шаги – в этот момент приходило ли вам в голову критиковать его? «Ну, кто так ходит?! Чего ты качаешься? Сядь и посмотри, как надо! И вообще, пока не научишься ходить, не смей вставать!» Абсурдно, не правда ли? А с психологической точки зрения, так же нелепы и комичны любые критичные замечания в адрес ребенка, который только учится что-либо делать сам.

Закономерно и возражение – а как же научить, если не указывать на ошибки? Да, знание ошибок необходимо, но указывать на них нужно с особой осторожностью.

Во-первых, не стоит тыкать ребенка во все ошибки подряд, во-вторых, ошибку лучше обсудить позже, если это необходимо, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом и, последнее, замечание надо делать на фоне общего одобрения процесса. 

А чтобы нам, родителям, было легче принимать ошибки, которые ребенок допускает, чему-то учась, рассмотрим подробнее составляющие результата учения.

Результат первый и самый очевидный: знание, которое он получает и умение, которое он освоит. К сожалению, многие родители этим результатом и ограничиваются.

Результат второй: это тренировка общей способности учиться – учить самого себя.

Результат третий: эмоциональный след от занятия – удовлетворенность или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.

Результат четвертый, и самый важный для ваших отношений с ребенком – след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. Этот итог тоже может быть либо положительным – остались довольны оба, либо отрицательным – один из вас, чаще ребенок, остался, обижен или расстроен.

Важно помнить, что нас, родителей, подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат – чему научился, но на самом деле, оставшиеся три гораздо важнее. Так что, если ваш ребенок рисует «неправильную» лошадку, лепит человечка, похожего на таракана и увлеченно декламируя стихи, додумывает забытые кусочки, но при этом абсолютно счастлив и сосредоточен – не критикуйте и не поправляйте его. Проявите искренний интерес к его делу, заметьте не то, что НЕ получилось, а то, что вышло хорошо, обрадуйтесь его стремлениям учиться и фантастически огромному потенциалу.

Вам или Вашему ребенку нужна помощь специалиста, детского психолога или другого профессионала - мы ждем Вас в нашем Центре коучинга и психологии Salve (Мурманск).

Как убить мотивацию